Страничка музыкального руководителя
Музыкальное воспитание дошкольника.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От него во многом зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счёте успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей. Так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям.
Ребёнок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности. Если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности. Музыкальное развитие обуславливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребёнок по своей инициативе охотно танцует, поёт, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.
В дошкольном учреждении определены задачи музыкального воспитания, которые подчинены общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребёнка и строятся с учётом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
- Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
- Развивать музыкальную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
- Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
- Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируется самостоятельность. Инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
Задачи музыкального воспитания детей относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.