Страничка воспитателя
Речевое развитие детей дома
Для активизации речевой активности ребёнка используйте то, что видите вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Вводите в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" -"Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..."- "А что есть у дерева?"- "Корень, ствол, ветки, листья..."Необходимо знакомить их и с оттенками цветов: розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Но просто прочитать -уже мало: обсудите прочитанное, попросите рассказать, о чём прочитали. Сначала ребенок овладеет умением пересказывать сказки, потом предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Речевые игры
Вспомни случай
Выберите какое-то событие, в котором вы вместе с ребёнком недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Детское экспериментирование
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Сломать такое отношение к жизни может только поддержание естественного природного детского любопытства. Лучшим средством для этого считается экспериментирование. Во-первых, потому что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, а не словесно-логическое, а во-вторых, потому, такое познание мира подогревает интерес, познавательную активность и любознательность.
В период дошкольного детства у ребёнка только начинает формироваться способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются ситуации, когда ребенок сам, посредством проведения опыта анализирует, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Эксперименты бывают случайные и специально организованные. Специально организованные опыты, как правило, проводятся в школе или детском саду, они требуют предварительной подготовки, специальных знаний, оборудования, наконец, времени. Конечно, проштудировав литературу и интернет, вы и сами сможете осилить эти эксперименты. Но для начала попробуйте провести самые простые, случайные. Они проводятся экспромтом, когда дети увидели что-то интересное и непонятное. Особенно ценно, если они проводятся как ответ на вопрос ребенка. Не спешите сразу отвечать. Дайте ребёнку возможность самому установить истину, сделать самостоятельные выводы. Например: «Давай посмотрим, почему вода в море не замерзает: выстави на мороз две мисочки с водой и посмотрим, какая вода быстрее замёрзнет: солёная или пресная», «Даже не знаю, будут ли голуби есть творог; давай проверим», «Ты думаешь, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?»
Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы взрослый сам мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо непонятыми и незамеченными. Не поленитесь открыть книгу и заняться самообразованием по всем разделам биологии, географии, землеведения, земледелии и будьте готовы, гуляя с ребёнком, выискивать в природе что-то, что может заинтересовать его, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, но, поверьте, окупится сторицей. Ведь впереди – школа, и все мы хотим, чтобы наши дети были успешными а любознательность – самое надёжное средство «заставить» ребёнка учиться.