Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Музыкальное воспитание детей в семье

     Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

     Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

     Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребёнком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

     В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребёнок слышит в основном современную «лёгкую» музыку, потому, что к «серьёзной» музыке его родители безразличны.

     Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьёзно занимающейся музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребёнок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

     Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребёнок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

     Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребёнку настроиться на её восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поёт скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как грустно звучит мелодия).

     Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.

     Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Рекомендуется такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы привыкали к интонациям и различным стилям музыки.

     Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать лёгкие, ритмичные, танцевальные мелодии.

     Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Поиск

© 2013. Муниципальное дошкольное учреждение "Детский сад № 51". г. Раменское.